Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет
Описание образовательной программы
Программа разработана для детей 5 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза (по клинико-педагогической классификации). Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Целью данной Программы является создание условий, обеспечивающих равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка, его позитивной социализации в период дошкольного детства независимо от его особенностей (ограниченных возможностей здоровья), с помощью построения системы работы в группах общеразвивающей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников.
Задачи реализации Программы:
1. Формировать психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление, просодика).
2. Развивать моторную сферу (общую, мелкую, артикуляционную, дыхание).
3. Формировать лексико-грамматические средстваязыка:
- уточнять и расширять объем пассивного словаря (импрессивнуюречь);
- уточнять и расширять объем номинативного, предикативного и адъективного словаря (экспрессивнуюречь);
- уточнять понимание обобщающих значений слов и формировать обобщающие понятия;
- совершенствовать навыки употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксическихконструкций.
4.Развивать фонетическуюсторонуречи:
- развивать фонематические процессы (слух, восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез);
- вырабатывать и совершенствовать навыки произношения и дифференциациизвуков;
- формироватьслоговую структуруслова.
5. Развивать связную речь и навыки речевогообщения.
Выполнение задач, поставленных программой, обеспечивает комплексный подход и интеграция усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа направлена на:
- преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
- разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальнойадаптации.