05.09.2019
Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Дошкольное учреждение и семья призваны уже в раннем возрасте заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия. Именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно формировать и сохранять свое здоровье.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у дошкольников входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим
- рациональное питание; закаливание
- личная гигиена
- положительные эмоции.
Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Да и сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Актуальность данной проблемы способствовала созданию в ДОУ системы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей и их родителей.
Для выработки грамотного, эффективного плана действий была разработана программа «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольников», которая стала инструментом реализации задач, поставленных перед коллективом.
Программа включает в себя 4 основных блока:
- приобщение к физической культуре и спорту
- сохранение психологического здоровья
- основы безопасности и жизнедеятельности
- культура питания.
- воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирование представлений дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья.
Задачи программы:
- воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры
- приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол), к занятиям ритмикой и художественной гимнастикой
- развивать основные физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях
- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта и питания
- развивать представления о строении собственного тела, назначении органов
- формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма
- обучать детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах
- формировать ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях
- создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие.
Для реализации данной программы в детском саду созданы условия для полноценного развития личности ребенка, обеспечения его эмоционального благополучия, уважения к чувствам и потребностям.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник
- консультации воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии
- обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
По целевым установкам мы выделили три основных направления работы с родителями:
- мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах: дни открытых дверей, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, выпуск газет, оформление информационных уголков
- мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать своего ребёнка: праздники, досуги, развлечения, туристические поездки и походы и т.д.
- мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей: выставки совместных работ, конкурсы, создание альбомов, проектов.
В рамках данных мероприятий поставлены следующие задачи:
- преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ
- пропагандировать опыт семейного воспитания
- сплотить родительский коллектив
- установить доверительные отношения между семьей и ДОУ
- вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
Создать целостную систему, пронизывающую все виды детской деятельности и направленную на решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья детей
- осуществление комплексного подхода к формированию ЗОЖ, по средствам организационной деятельности, физкультурных занятий, досугов, развлечений, праздников и кружковой работы.
- формирование положительного отношения к ЗОЖ детей, родителей
педагогов, через создание благоприятных условий, предметно-пространственной развивающей среды, общения и активных форм работы (праздники, турпоходы, экскурсии и т.д.)
- формирование валеологической культуры детей, родителей
педагогов по средствам информационного обеспечения, организации круглого стола, диспутов, занятий и развлечений.
Планируя работу в этом направлении, мы хотим при активной поддержке родителей сформировать у детей основы навыков здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья и приобщить их к занятиям физической культурой и спортом. С целью повышения уровня знаний и компетентности сотрудников в вопросе физического воспитания и оздоровления дошкольников, мы планируем провести ряд мероприятий:
- педсовет с участием специалистов здравоохранения;
- круглый стол на тему: «Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и поиск подходов к их решению»;
- семинар – практикум «Я здоровье берегу!»;
- мастер-класс «Как научить ребенка навыкам здорового образа жизни»;
- дискуссию с участием педагога-психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию из детской спортивной школы.