Пояснительная записка Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ-детский сад № 52 являются определённые темы месяца и тематические недели, которые реализуются через проекты, календарные праздники, развлечения, сезонные явления, познавательно-исследовательскую деятельность. Тематические недели ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к: - явлениям социально-нравственной жизни ребенка («Никто не забыт! Ничто не забыто!»); - окружающей природе («Наши младшие друзья», «Возвращаются певцы – наши старые жильцы!»); - миру искусства и литературы («Золотой ключик», «Мир книг»); - традиционным для семьи, общества и государства, праздничным событиям («Вот какая мама, золотая прямо!», «Чудо новогодней сказки», «Наша армия сильна – побеждает всех она»); - событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка («Наша Родина - Россия»); - сезонным явлениям («Зимушка хрустальная», «Весна шагает по планете», «Осень, осень, в гости просим!»); - народной культуре и традициям («Расписные игрушки»). Введение одинаковых тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период 2 недели) и она отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в центрах развития. Комплексно-тематический план МАДОУ-детского сада № 52 (средние группы) 2023 – 2024 учебный год Месяц Неделя Сроки Тема недели Сентябрь 1 01.09 – 08.09 «Я и мои друзья» Основное содержание работы Продолжать знакомить детей с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка: профессиями сотрудников детского сада, предметным окружением, правилами поведения в детском саду, взаимоотношениями со сверстниками. Продолжать знакомство с окружающей средой группы, помещениями детского сада. Формирование дружеских доброжелательных отношений между детьми (коллективная художественная работа, совместные игры) Варианты итоговых мероприятий, взаимодействие с родителями Развлечение «Здравствуй, детский сад» Праздничные даты 01.09 – День знаний 09.09 – Международный день красоты 2 11.09 – 15.09 «Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой» 3 18.09-22.09 «Зеленый огонек» 25.09. – 06.10. МОНИТОРИНГ 4 25.09 – 29.09 «Всякий человек по делу узнается» Расширять представления детей о времени года осени, развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах, фруктах, ягодах, грибах; развивать умения детей различать овощи и фрукты по внешнему виду, на ощупь, по вкусу и запаху, по описанию. Продолжать учить использовать в речи обобщающие слова: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы». Дать детям знания о пищевой ценности овощей и фруктов. Продолжать знакомить детей с понятиями «улица», «дорога», «перекресток» и элементарными правилами поведения на улице. Расширять знания детей об общественном транспорте. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. Продолжать знакомить с различными профессиями; расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях и результатах труда. Выставка поделок из природного материала Конкурс семейных плакатов «Мы – примерные пешеходы» Досуг по ПДД «Светофор» Детскородительские проекты «Все профессии нужны, все профессии важны» 27.09 – День дошкольного работника Октябрь Ноябрь 1 02.10 – 06.10 «Мир домашних животных» 2 09.10 – 13.10 «Откуда хлеб пришел?» 3 16.10 – 20.10 «От осени к лету поворота нету» 4 23.10 - 27.10 «Мир диких животных» 1 30.10 – 03.11 «Моя Родина – Россия» Продолжать знакомить с многообразием Выставка рисунков 04.10 – животного мира; формировать «Мордашка, хвост Всемирный день элементарные представления о способах и четыре лапы» животных взаимодействия с животными. Расширять представления детей о домашних животных. Формировать представление о том, какой Выставка рисунков 16.10 – путь проходит зерно, чтобы стать по теме «От зерна Международный хлебом. до каравая» день хлеба Дать знания о том, как выращивали хлеб в старину на Руси. Дать первичные представления о труде тракториста, комбайнёра, пекаря. Уточнять и расширять представления о хлебе, способах его изготовления. Познакомить детей с разными свойствами зерна, муки и хлеба (цвет, запах, форма). Воспитывать уважение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Расширять представления об осени. Совершенствовать умение замечать и называть изменения в природе (похолодало, ветер, листопад) Продолжать знакомить с многообразием животного мира; формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными, правилах поведения в природе. Формировать представления детей о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. Выставка макетов из разных видов конструктора 04.11 – День народного единства 2 07.11 – 10.11 3 13.11 – 17.11 4 20.11 – 24.11 5 27.11 – 01.12 Дать детям доступные к пониманию представления о государственных праздниках «Искра мала, да Рассказывать детям о работе пожарных, пламень велик» причинах возникновения пожаров и (пожарная правилах поведения при пожарах. безопасность) Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.) «Точка, точка, Продолжать знакомить детей с частями огуречик – вот и тела и органами чувств человека. вышел человечек» Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем, будущем. Формировать первичные гендерные представления. «При солнышке Воспитывать любовь и уважение к тепло, при матери самому дорогому человеку-маме. добро» Развивать желание оказывать посильную помощь своим мамам и бабушкам, заботиться о них, и доставлять радость своими хорошими поступками и действиями. Расширять представления о труде и профессиях своих мам. «Как звери к зиме готовились» Продолжать знакомить с дикими животными. Формировать представления о том, что в мире все взимосвязанно. «Мой город, мой край, моя родина» Физкультурный досуг «Дружные, сильные, ловкие» 20.11 – Всемирный день ребенка Фотовыставка «Моя мама лучше всех» 24.11 – День здоровья 29.11 – День Матери Декабрь 1 04.12 – 08.12 «В декабре, в декабре, все деревья в серебре» Продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в живой и неживой природе, и в жизни людей зимой. Формировать у детей знания о труде дворника. Конкретизировать представления детей о состоянии деревьев в зимний период. Уточнять знания детей о характерных явлениях зимней погоды: снегопад, метель, мороз, гололёд … 2 11.12 – 15.12 «У кого какие шубки» (животные зимой) 3 4 18.12-29.12 «Новый год стучится в дверь, открывай ему скорей!» Закрепить у детей представление о лесе и некоторых его обитателях, о диких животных и птицах,об особенностях их жизни, о строении тела животных и птиц; развивать любознательность, формировать бережное отношение к животному миру. Обогащать и расширять представления детей о диких животных и птицах: внешний вид, образ жизни, уход. Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о диких животных и птицах. Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к животным и птицам. Приобщать к русской праздничной культуре, закрепить знания детей о государственном празднике «Новый год». Расширять и активизировать Выставка детского творчества «В мире животных» Выставка поделок Январь 1 2 01.01 - 08.01 09.01 – 12.01 3 15.01 – 19.01 «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним» 4 22.01 – 26.01 «Зима-затейница» (неделя здоровья) «Веселый Снеговик» словарный запас детей. Развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, творческие способности, самостоятельность; Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник» Воспитывать дружеские отношения друг к другу. Новогодние праздничные выходные дни Познакомить детей с праздником Парад снеговиков «Всемирный день Снеговика», рассказать легенду о происхождении снеговика, развлечь детей, создать праздничную атмосферу, яркие впечатления для детей. Формировать и расширять знания о севере, о животных этих районов. Расширять представления о материках. Познакомить с климатическими условиями разных материков. Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете. Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли. Воспитывать любовь к природе. Уточнить знания детей о понятии Выставка стенгазет «здоровье». «Папа, мама, я – Сформировать представления о здоровая семья» правилах сохранения здоровья. Дать общие представления о здоровье, как о ценности; расширять представления 18 января – Всемирный день Снеговика Февраль 1 29.01 – 02.02 «Что из чего?» 2 05.02 – 09.02 «Что такое этикет? Кто-то знает, кто-то нет» 3 12.02 – 16.02 «Едем, плывем, летим» детей о состоянии собственного здоровья, научить беречь своё здоровье, заботиться о нём. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков. Расширять знания детей о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Познакомить детей с распорядком дня; показать важность соблюдения режима в укреплении и сохранении здоровья человека. Формировать представления детей о закаливающих процедурах. Развивать настойчивость, целеустремлённость в уходе за своим телом и организмом в целом. Знакомить с различными материалами на ощупь путем прикосновения, поглаживания и фиксировать полученные впечатления в речи Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный) и его назначении в Мини-музей «Настоящее и прошлое 4 19.02 – 22.02 «Наша армия сильна побеждает всех она» 5 26.02 – 01.03 «Волшебница вода» жизни человека. Совершенствовать транспорта» знания дорожной грамоты в практических и игровых ситуациях. Учить соблюдать правила дорожного движения. Познакомить детей с государственным Конкурс костюмов праздником Днём защитника Отечества. «Парад богатырей» Расширять представления детей о Российской армии. Дать знания об истории и традициях празднования 23 февраля, Дня защитника Отечества. Знакомить детей с Российской армией, и её ролью в современном обществе. Расширять у детей представления о родах войск, их отличительных особенностях и спецификой службы. Уточнять представления о военной технике. Познакомить детей с былинными и сказочными богатырями, помочь понять то, что объединяет их с людьми военных профессий, живущих в настоящее время. Подвести к обобщению: наша армия защищает своих граждан, наша армияосвободительница, миролюбивая и гуманная. Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за нашу армию. Формировать стремление Становиться похожими на сильных и смелых воинов Российской армии. Формирование элементарных Фотовыставка представлений о свойствах воды (вода «Превращения 23.02 – День защитников Отечества 26.02 – 01.03 Март 1 04.03 – 07.03 «Маму я свою люблю!» может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут, водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.). Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (идёт дождь – на земле лужи, растениям и животным нужна вода и т.п.). Познакомить детей с государственным праздником Международным женским Днём 8 марта. Формировать у детей представления о том, что 8 Марта-праздник всех женщин, мам, бабушек, девочек. Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку-маме. Развивать желание оказывать посильную помощь своим мамам и бабушкам, заботиться о них, и доставлять радость своими хорошими поступками и действиями. Расширять представления о труде и профессиях своих мам. Формировать у детей стремление готовиться к весеннему празднику, мастерить подарки. Развивать у детей доброе и уважительное отношение ко всем женщинам. Вызывать у детей чувство благодарности за материнскую заботу. воды» 08.03 – Международный женский день 2 11.03 – 15.03 «Ранняя весна с солнышком пришла» 3 18.03 – 22.03 «Возвращаются певцы – наши старые жильцы» 4 25.03 – 29.03 «Что написано пером – не вырубишь топором» Познакомить с признаками весны, формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы. Формировать интерес к окружающему, творческим играм. Формировать понятие перелетные птицы. Расширить знания детей о группах птиц: зимующие – оседлые, перелетные – кочующие. Познакомить с жизнью птиц весной (гнездование, выведение птенцов). Учить узнавать и различать перелетных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, соловей) по внешним признакам (размер, окраска перьев, характерные повадки и пр.) Воспитывать бережное отношение к птицам (рассматривать, кормить, не пугать, не разорять гнезда). Приобщение детей к чтению художественной литературы. Развивать у детей устойчивый интерес к книге как источнику знаний. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разного жанра, эмоционально откликаться на все воображаемые события. Познакомить детей с процессом создания книги, кто принимает в нём участие: писатели, художники, рабочие типографии. Формировать представления о Выставка детскородительских работ «Весенние пейзажи» 01.04 – Международный день птиц Выставка «Мой любимый персонаж» Конкурс книжексамоделок 02.04 – День детской книги Апрель 1 01.04 – 05.04 «Дружат дети всей земли» 2 08.04 – 12.04 «Загадочный космос» библиотеке, труде библиотекаря. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о пользовании библиотечным фондом. Формировать устойчивый навык бережного отношения к книге, воспитание культуры юного читателя. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Познакомить детей с государственным праздником «Днём космонавтики» Познакомить детей с названием нашей планеты Земля, её особенностями. Формировать у детей начальные представления о космическом пространстве, «Солнечной системе» и её планетах, о роли освоения космоса в Выставка поделок «Звездный путь» Спортивный праздник «МЫ первые» современном мире. Продолжать знакомить детей с историей первого полёта человека в космос, и первым космонавтом Земли - Юрием Гагариным. Расширять представления о профессиях космонавта и конструктора ракет. Воспитывать любовь к родной Земле и чувство гордости за успехи своей Родины в области освоения космоса. 3 15.04 – 19.04 «Спичка – Формирование основ безопасности и невеличка, а огонь жизнедеятельности человека, уточнение – великан»» знаний о работе пожарных, о причине пожаров. Об элементарных правилах во время пожаров. 22.04 – 08.05 МОНИТОРИНГ 4 22.04 – 27.04 «Синий цвет земли» Показать многообразие природы на планете Выставка работ «Добрый и злой огонь» Земля (моря). Систематизировать знания о рыбах рек. Обогатить представление о животном мире морей (кит, дельфин, акула). Углубить знания детей о деятельности человека по охране подводного мира. Воспитывать бережное отношение к воде. Май 1 02.05 – 08.05 «Никто не забыт. Ничто не забыто» Расширить представления о празднике День Победы, о воинах, которые защищали Родину. Уточнить и расширять представления детей о Великой Отечественной войне. Формировать у детей представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закреплять знания детей об армии, о Концерт «Мы говорим спасибо Вам» Бессмертный полк 30.04 – День пожарной охраны представителях разных родов войск (летчик, танкист, пехотинец, моряк). Воспитание нравственных чувств (любви, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества, ветеранам ВОв. 2 13.05 – 17.05 «Наша дружная семья» Расширять представления детей о себе и своей семье. Расширять знания о профессиях членов семьи. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях. Расширять гендерные представления. Воспитывать эмоциональную отзывчивость; заботливое отношение к пожилым родственникам. Воспитывать желание радовать близких добрыми делами. Конкурс «Герб семьи» 3 20.05 – 24.05 «Цветущая весна» Расширять представления детей о цветах. Продолжать знакомить детей с разнообразием цветов, их строением, условиями необходимыми для роста, влиянии на жизнь животных и насекомых и эмоциональное состояние человека. Учить классифицировать цветы по месту их произрастания (дом, поле, сад). Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством. Формировать у детей навыки ухода за цветами. Воспитывать у детей любовь и бережное Праздник цветов 15.05 – Международный день семьи отношение к цветам, ухаживать за ними. 4 27.05- 31.05 «Приключения муравьишки» стремление Продолжать знакомить детей с Выставка рисунков разнообразием мира насекомых. «Насекомые-герои Уточнить представления детей о сказок» насекомых, их разновидностях, отличительных признаках, питании, способах передвижения. Формировать умение правильно устанавливать последовательность событий в жизни насекомых в зависимости от времени года. Конкретизировать представления детей о пользе и вреде насекомых для человека, животного и растительного мира. Упражнять в умении различать и называть часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (окраске, величине, способам передвижения, своеобразии отдельных частей). Закрепить представления об условиях обитания насекомых (в лесу, поле, у водоёмов), природных и построенных человеком жилищ. Дать представления о труде пчеловодов. Воспитывать у детей интерес к миру насекомых, бережное обращение к ним. Комплексно-тематический план МАДОУ-детского сада № 52 (старшие и подготовительные группы) 2023 – 2024 учебный год Месяц Неделя Сроки Тема недели Основное содержание работы Сентябрь 1 01.09 – 08.09 «Страна знаний» 2 11.09 – 15.09 «Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой» Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных преподавателях и т.д. Формировать положительные представления о профессии учителя и «профессии» ученика. Расширять представления детей о времени года осени, развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах, фруктах, ягодах, грибах; развивать умения детей различать овощи и фрукты по внешнему виду, на ощупь, по вкусу и запаху, по описанию. Продолжать учить использовать в речи обобщающие слова: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы». Дать детям знания о пищевой ценности овощей и фруктов. Варианты итоговых мероприятий, взаимодействие с родителями Развлечение «День знаний» Праздничные даты Выставка поделок из природного материала 09.09 – Международный день красоты 01.09 – День знаний 3 18.09-22.09 «Зеленый огонек» 28.09.-06.10. МОНИТОРИНГ 4 25.09 – 29.09 «Всякий человек по делу узнается» Октябрь Уточнять знания детей об элементах дороги, движении транспорта, работе светофора. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Конкурс семейных плакатов «Мы – примерные пешеходы» Досуг по ПДД «Светофор» Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. Продолжать знакомить с различными профессиями; расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях и результатах труда. Формировать понятие о роли профессии в жизни человека. Детскородительские проекты «Все профессии нужны, все профессии важны» 27.09 – День дошкольного работника 1 02.10 – 06.10 «От осени к лету поворота нету» Совершенствовать умение замечать и называть изменения в природе (похолодало, ветер, листопад) Выставка рисунков 04.10 – по теме «От зерна Всемирный день до каравая» животных 2 09.10 – 13.10 «Откуда хлеб пришел?» Формировать представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Дать знания о том, как выращивали хлеб в старину на Руси. Дать первичные представления о труде тракториста, комбайнёра, пекаря. Уточнять и расширять представления о хлебе, способах его изготовления. Познакомить детей с разными свойствами зерна, муки и хлеба (цвет, Выставка рисунков «Мордашка, хвост и четыре лапы» 16.10 – Международный день хлеба запах, форма). Воспитывать уважение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Ноябрь 3 16.10 – 20.10 «Мир домашних животных» 4 23.10 - 27.10 «Мир диких животных» 1 30.10 – 03.11 «Моя Родина – Россия» 2 07.11 – 10.11 «Искра мала, да пламень велик» (пожарная безопасность) Продолжать знакомить с многообразием животного мира; формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными. Расширять представления детей о домашних животных. Продолжать знакомить с многообразием животного мира; формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными, правилах поведения в природе. Формировать первоначальные представления об истории России, основных исторических событиях страны, выдающихся людях. Способствовать осознанию общественной значимости исторических событий. Воспитывать чувство признательности и любви к родной стране и уважение к народам других стран. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожарах. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.) Выставка макетов из разных видов конструктора «Мой город, мой край, моя родина» 04.11 – День народного единства Декабрь 3 13.11 – 17.11 «Все про меня» 4 20.11 – 24.11 «При солнышке тепло, при матери добро» 5 27.11-01.12 «Как звери к зиме готовились» 1 04.12 – 08.12 «В декабре, в декабре, все деревья в серебре» Закрепить знания детей о своем: имени, отчестве, фамилии, пол, возрасте, дате рождения, месте жительства, адресе проживания, номере телефона, членах семьи, ближайших родственниках, месте работы родителей. Расширить представления об особенностях своего организма и здоровья, понимании значения укрепления организма. Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку-маме. Развивать желание оказывать посильную помощь своим мамам и бабушкам, заботиться о них, и доставлять радость своими хорошими поступками и действиями. Расширять представления о труде и профессиях своих мам. Продолжать знакомить с дикими животными. Формировать представления о том, что в мире все взаимосвязано. Продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в живой и неживой природе, и в жизни людей зимой. Формировать у детей знания о труде дворника. Конкретизировать представления детей о состоянии деревьев в зимний период. Уточнять знания детей о характерных 20.11 – Всемирный день ребенка 24.11 – День здоровья Фотовыставка «Моя мама лучше всех» 29.11 – День Матери явлениях зимней погоды: метель, мороз, гололёд … Январь 2 11.12 – 15.12 «Зимовье зверей» 3 4 18.12 – 29.12 «Новый год стучится в дверь, открывай ему скорей!» 1 2 01.01 - 08.01 09.01 – 12.01 3 15.01 – 19.01 Народные праздники. Рождество и Колядки «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним» снегопад, Расширять представления детей о диких животных и птицах, об их повадках, развивать представления детей о пользе диких животных. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах. Привлекать детей к активному и разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Формировать эмоциональноположительное отношение к предстоящему празднику и отражение своих впечатлений в художественноэстетической деятельности Новогодние праздничные выходные дни Расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками; воспитывать интерес и любовь к народной культуре и традициям Формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закреплять Февраль 4 22.01 – 26.01 «Зима-затейница» (неделя здоровья) 1 29.01 – 02.02 «Что из чего?» представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата. Закрепить понимание, что для сохранения природы ее нужно охранять. Уточнить знания детей о понятии Выставка стенгазет «здоровье». «Папа, мама, я – Сформировать представления о здоровая семья» правилах сохранения здоровья. Дать общие представления о здоровье, как о ценности; расширять представления детей о состоянии собственного здоровья, научить беречь своё здоровье, заботиться о нём. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков. Расширять знания детей о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Познакомить детей с распорядком дня; показать важность соблюдения режима в укреплении и сохранении здоровья человека. Формировать представления детей о закаливающих процедурах. Развивать настойчивость, целеустремлённость в уходе за своим телом и организмом в целом. Знакомить с различными материалами на ощупь путем прикосновения, поглаживания и фиксировать полученные впечатления в речи 2 05.02 – 09.02 «Что такое этикет? Кто-то знает, кто-то нет» 3 12.02 – 16.02 «Путешествие вокруг света» 4 19.02 – 22.02 «Наша армия сильна побеждает всех она» Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах Формировать первоначальные представления о планете Земля, людях, её населяющих, их равноправии. Расширять представления о карте и глобусе; познакомить с некоторыми странами и континентами. Воспитывать уважительное отношение к людям с любым цветом кожи. Познакомить детей с государственным Конкурс костюмов праздником Днём защитника Отечества. «Парад богатырей» Расширять представления детей о Российской армии. Дать знания об истории и традициях празднования 23 февраля, Дня защитника Отечества. Знакомить детей с Российской армией, и её ролью в современном обществе. Расширять у детей представления о родах войск, их отличительных особенностях и спецификой службы. Уточнять представления о военной технике. Познакомить детей с былинными и сказочными богатырями, помочь понять то, что объединяет их с людьми военных 23.02 – День защитников Отечества Март 5 26.02.-01.03. «Волшебница вода» 1 04.03 – 07.03 «Маму я свою люблю!» профессий, живущих в настоящее время. Подвести к обобщению: наша армия защищает своих граждан, наша армияосвободительница, миролюбивая и гуманная. Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за нашу армию. Формировать стремление Становиться похожими на сильных и смелых воинов Российской армии. Формирование элементарных представлений о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут, водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.). Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (идёт дождь – на земле лужи, растениям и животным нужна вода и т.п.). Познакомить детей с государственным праздником Международным женским Днём 8 марта. Формировать у детей представления о том, что 8 Марта-праздник всех женщин, мам, бабушек, девочек. Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку-маме. Развивать желание оказывать посильную помощь своим мамам и бабушкам, Фотовыставка «Превращения воды» 08.03 – Международный женский день 2 11.03 – 15.03 «Ранняя весна с солнышком пришла» 3 18.03 – 22.03 «Возвращаются певцы – наши старые жильцы» заботиться о них, и доставлять радость своими хорошими поступками и действиями. Расширять представления о труде и профессиях своих мам. Формировать у детей стремление готовиться к весеннему празднику, мастерить подарки. Развивать у детей доброе и уважительное отношение ко всем женщинам. Вызывать у детей чувство благодарности за материнскую заботу. Формирование у детей обобщенных представлений о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны; прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). Формировать понятие перелетные птицы. Расширить знания детей о группах птиц: зимующие – оседлые, перелетные – кочующие. Познакомить с жизнью птиц весной (гнездование, выведение птенцов). Учить узнавать и различать перелетных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, 01.04 – Международный день птиц Апрель 4 25.03 – 29.03 «Что написано пером – не вырубишь топором» 1 01.04 – 05.04 «Дружат дети всей земли» 2 08.04 – 12.04 «Тайна третьей соловей) по внешним признакам (размер, окраска перьев, характерные повадки и пр.) Воспитывать бережное отношение к птицам (рассматривать, кормить, не пугать, не разорять гнезда). Приобщение детей к чтению художественной литературы. Развивать у детей устойчивый интерес к книге как источнику знаний. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разного жанра, эмоционально откликаться на все воображаемые события. Познакомить детей с процессом создания книги, кто принимает в нём участие: писатели, художники, рабочие типографии. Формировать представления о библиотеке, труде библиотекаря. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о пользовании библиотечным фондом. Формировать устойчивый навык бережного отношения к книге, воспитание культуры юного читателя. Расширить представление детей о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; учить выделять характерные особенности внешности человека, воспитывать уважение к детям и взрослым. Познакомить детей с государственным Выставка «Мой любимый персонаж» Конкурс книжексамоделок 02.04 – День детской книги Письмо друзьям в другую страну Выставка поделок Спортивный планеты» праздником «Днём космонавтики» Познакомить детей с названием нашей планеты Земля, её особенностями. Формировать у детей начальные представления о космическом пространстве, «Солнечной системе» и её планетах, о роли освоения космоса в современном мире. Продолжать знакомить детей с историей первого полёта человека в космос, и первым космонавтом Земли - Юрием Гагариным. Расширять представления о профессиях космонавта и конструктора ракет. Воспитывать любовь к родной Земле и чувство гордости за успехи своей Родины в области освоения космоса. 3 15.04 – 19.04 «Спичка – Формирование основ безопасности и невеличка, а огонь жизнедеятельности человека, уточнение – великан»» знаний о работе пожарных, о причине пожаров. Об элементарных правилах во время пожаров. 22.04 – 08.05 МОНИТОРИНГ 4 22.04 – 27.04 «Синий цвет земли» Показать многообразие природы на планете «Звездный путь» праздник «МЫ первые» Выставка работ «Добрый и злой огонь» 30.04 – День пожарной охраны Концерт «Мы говорим спасибо Вам» 09.05. – День Победы! Земля (моря). Систематизировать знания о рыбах рек. Обогатить представление о животном мире морей (кит, дельфин, акула). Углубить знания детей о деятельности человека по охране подводного мира. Воспитывать бережное отношение к воде. Май 1 02.05 – 08.05 «Никто не забыт. Ничто не забыто» Расширить представления о празднике День Победы, о воинах, которые защищали Родину. 2 13.05 – 17.05 «Наша дружная семья» 3 20.05 – 24.05 «Цветущая весна» Уточнить и расширять представления детей о Великой Отечественной войне. Формировать у детей представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закреплять знания детей об армии, о представителях разных родов войск (летчик, танкист, пехотинец, моряк). Воспитание нравственных чувств (любви, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества, ветеранам ВОв. Расширять представления детей о себе и своей семье. Расширять знания о профессиях членов семьи. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях. Расширять гендерные представления. Воспитывать эмоциональную отзывчивость; заботливое отношение к пожилым родственникам. Воспитывать желание радовать близких добрыми делами. Бессмертный полк Расширять представления детей о цветах. Продолжать знакомить детей с разнообразием цветов, их строением, условиями необходимыми для роста, влиянии на жизнь животных и насекомых и эмоциональное состояние человека. Учить классифицировать цветы по месту их произрастания (дом, поле, сад). Праздник цветов Конкурс «Герб семьи» 15.05 – Международный день семьи Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством. Формировать у детей навыки ухода за цветами. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к цветам, стремление ухаживать за ними. 4 27.05- 31.05 «Приключения муравьишки» Продолжать знакомить детей с Выставка рисунков разнообразием мира насекомых. «Насекомые-герои Уточнить представления детей о сказок» насекомых, их разновидностях, отличительных признаках, питании, способах передвижения. Формировать умение правильно устанавливать последовательность событий в жизни насекомых в зависимости от времени года. Конкретизировать представления детей о пользе и вреде насекомых для человека, животного и растительного мира. Упражнять в умении различать и называть часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (окраске, величине, способам передвижения, своеобразии отдельных частей). Закрепить представления об условиях обитания насекомых (в лесу, поле, у водоёмов), природных и построенных человеком жилищ. Дать представления о труде пчеловодов. Воспитывать у детей интерес к миру насекомых, бережное обращение к ним. Комплексно-тематический план МАДОУ-детского сада № 52 (вторая младшая группа) 2023-2024 учебный год Месяц Неделя Сроки Тема недели Основное содержание работы Сентябрь 1 01.09. Адаптация «Детский сад» 2 04.09 – 08.09 Знакомить детей с детским садом, как с ближайшим социальным окружением ребенка. Расширять знания о правилах поведения в детском саду. Устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками. 3 11.09-15.09 Адаптация «Зеленый огонек» Продолжать знакомить детей с понятиями «улица», «дорога», «перекресток» и элементарными правилами поведения на улице. Расширять знания детей об общественном транспорте. 4 18.09 – 22.09 «Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой» Развивать умения различать на ощупь, по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты, называть их. Развивать умения понимать обобщающие слова-овощи, фрукты. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия овощей и фруктов, прилагательными, обозначающими качество овощей и фруктов. 25.09. – 06.10. МОНИТОРИНГ Варианты итоговых мероприятий Развлечение «Здравствуй, детский сад!» Конкурс семейных плакатов «Мы – примерные пешеходы» Досуг по ПДД «Светофор» Выставка «Осенняя сказка» Праздничные даты 01.09 – День знаний 09.09 – Международный день красоты 21.09 – Осенины. Русский народный праздник. 21.09 – Международный день Мира Октябрь 5 25.09 – 29.09 «Кто работает в детском саду» 1 02.10 – 06.10 «Мир домашних животных» 2 09.10 – 13.10 «Мир диких животных» 3 16.10 - 20.10 «Наш дом» (мебель) 4 23.10 – 27.10 «Наш дом» (посуда) Продолжение знакомства с детским садом, с профессиями детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, дворник ).Расширять знания о предметах окружения, которыми пользуются работники детского сада. Продолжать знакомить с многообразием животного мира; формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными. Расширять представления детей о домашних животных. Продолжать знакомить с многообразием животного мира; формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными, правилах поведения в природе. Закреплять представления о доме, предметах домашнего обихода- мебелью. Познакомить с обобщающим понятием «мебель». Классифицировать предметы мебели по величине. Обогащать словарь детей существительными, обозначающие понятие мебелью. Познакомить с частями мебели, материалом из которого она сделана. Знакомство с домом, с предметами домашнего обихода, посудой, ее разновидностью. Формировать умение детей проводить элементарную классификацию предметов посуды по их 27.09 – День дошкольного работника Выставка рисунков «Мордашка, хвост и четыре лапы» 04.10 – Всемирный день животных Ноябрь 5 30.10.-03.11. «Катя хочет погулять» 1 07.11 – 10.11 «Искорка» 2 13.11 – 17.11 «Точка, точка, огуречик – вот и вышел человечек» 3 20.11 – 24.11 «Мой дом» назначению, использованию. Формирование бережного отношения к посуде. Развивать умение классифицировать знакомые предметы (одежда, обувь, головные уборы). Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов. Развивать умения различать и называть существенные детали и части предметов одежды (у пальто-рукава, карманы, пуговицы), качество (цвет и его форма, оттенки, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая). Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожарах. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.) Формировать интерес к познанию самого себя. Дать представления об индивидуальных особенностях внешности человека. Развивать умения ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия «мальчик», «девочка». Формировать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу. Закрепить знание детьми Физкультурный досуг «Дружные, сильные, ловкие» 20.11 – Всемирный день ребенка 24.11 – День здоровья Декабрь 4 27.11 – 01.12 «Вот какая мама, золотая прямо!» 1 04.12 – 08.12 «В декабре, в декабре, все деревья в серебре» своего домашнего адреса. Расширять знания детей о разнообразии жилых домов. Формировать знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначение комнат и других помещений в квартире (спальня, столовая, прихожая, кухня, детская комната, гостиная, туалет, ванная) Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает. Формировать уважительное отношение к результату чужого труда. Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку-маме. Развивать желание оказывать посильную помощь своим мамам и бабушкам, заботиться о них, и доставлять радость своими хорошими поступками и действиями. Расширять представления о труде и профессиях своих мам. Продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в живой и неживой природе, и в жизни людей зимой. Формировать у детей знания о труде дворника. Конкретизировать представления детей о состоянии деревьев в зимний период. Уточнять знания детей о характерных явлениях зимней погоды: снегопад, метель, мороз, гололёд … Фотовыставка «Моя мама лучше всех» Выставка рисунков 29.11 – День Матери Январь 2 11.12 – 15.12 «У кого какие шубки» (животные зимой) 3 4 18.12 – 29.12 «Новый год стучится в дверь, открывай ему скорей!» 1 2 01.01 - 08.01 09.01 – 12.01 3 15.01 – 19.01 «Веселый Снеговик» «Льдинка- Закрепить у детей представление о лесе и Выставка некоторых его обитателях, о диких детского животных и птицах, об особенностях их творчества «В жизни, о строении тела животных и птиц; мире животных» развивать любознательность, формировать бережное отношение к животному миру. Обогащать и расширять представления детей о диких животных и птицах: внешний вид, образ жизни, уход. Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о диких животных и птицах. Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к животным и птицам. Приобщать к русской праздничной Выставка культуре, закрепить знания детей о поделок государственном празднике «Новый год». Расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, творческие способности, самостоятельность; Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник» Воспитывать дружеские отношения друг к другу. Новогодние праздничные выходные дни Познакомить детей с праздником Парад «Всемирный день Снеговика», рассказать снеговиков легенду о происхождении снеговика, развлечь детей, создать праздничную атмосферу, яркие впечатления для детей. Формировать знания о Севере, о 18 января – Всемирный день Снеговика Февраль путешественница» (животные севера) «Зима-затейница» (неделя здоровья) 4 22.01 – 26.01 1 29.01 – 02.02 «Что из чего?» 2 05.02 – 09.02 «Что такое этикет? Кто-то знает, ктото нет» 3 12.02 – 16.02 «Едем, плывем, летим» животных этих районов. Уточнить знания детей о понятии «здоровье». Формировать представления о правилах сохранения здоровья. Дать общие представления о здоровье, как о ценности; расширять представления детей о состоянии собственного здоровья, научить беречь своё здоровье, заботиться о нём. Познакомить детей с распорядком дня; показать важность соблюдения режима в укреплении и сохранении здоровья человека. Формировать представления детей о закаливающих процедурах. Знакомить с различными материалами на ощупь путем прикосновения, поглаживания и фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный) и его назначении в жизни человека. Совершенствовать знания дорожной грамоты в практических и игровых ситуациях. Учить соблюдать Спортивное развлечение Акция «Добрые дела» Март 4 19.02 – 22.02 «Я и папа» 5 26.02.- 01.03. «Весна шагает по планете» 1 04.03 – 07.03 «Мамы разные нужны, мамы всякие важны!» правила дорожного движения. Уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь неуважение к своим близким, культуру поведение. Формировать первичные тендерные представления (воспитывать в мальчиках быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). Расширять представления детей о весне, учить рассказывать о приметах наступающей весны. Учить наблюдать за изменениями в природе, делать выводы на основе наблюдений. Расширять кругозор детей. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Воспитывать чувство прекрасного, умение замечать красоту в повседневных событиях. Расширить и уточнить представления детей о празднике – Международный женский день. Напомнить, что в этот день принято поздравлять всех окружающих женщин. Расширять представления о женском труде. Расширять гендерные представления. Воспитывать бережное, чуткое, уважительное отношение к близким людям. Воспитывать желание помогать близким, заботится о них, потребность радовать Выставка «Парад богатырей» 23.02 – День защитников Отечества 08.03 – Международный женский день Апрель 2 11.03 – 15.03 «Расписные игрушки» 3 18.03 – 22.03 «Волшебница вода» 4 25.03 – 29.03 «Села птичка на окошко» 1 01.04 – 05.04 «Сказочная страна» близких добрыми делами. Приобщать детей к русскому фольклору. Развивать творческие и конструктивные способности Формирование элементарных представлений о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут, водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.). Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (идёт дождь – на земле лужи, растениям и животным нужна вода и т.п.). Уточнить представления детей о птицах. Дать им определенные знания о том, какое у птиц оперение, как ходятпрыгают. Сравнить птиц по величине. Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым. Приобщение детей к чтению художественной литературы. Развивать у детей устойчивый интерес к книге как источнику знаний. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разного жанра, эмоционально откликаться на все воображаемые события. Формировать устойчивый навык бережного отношения к книге, воспитание Фотовыставка «Превращения воды» 01.04 – Международный день птиц Выставка «Мой любимый персонаж» Конкурс книжекмалышек 02.04 – День детской книги 2 08.04 – 12.04 «Зеленые друзья» (растения) 3 15.04 – 19.04 «Мой дом» (наши помощники) 22.04.-08.05. МОНИТОРИНГ 4 22.04 – 27.04 «Спичканевеличка, а огонь – великан» Май 1 02.05 – 08.05 «Никто не забыт. Ничто не забыто» культуры юного читателя. Способствовать развитию представлений о растениях, формировать элементарные навыки ухода за растениями, поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними, способствовать развитию любознательности, воспитывать бережное отношение к растениям Формирование знаний детей о бытовой технике, ее назначении в жизни человека, о безопасном ее использовании; введение обобщающего понятия «Бытовая техника» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности человека, уточнение знаний о работе пожарных, о причине пожаров. Об элементарных правилах во время пожаров. Расширить представления о празднике День Победы, о воинах, которые защищали Родину. Уточнить и расширять представления детей о Великой Отечественной войне. Формировать у детей представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закреплять знания детей об армии, о представителях разных родов войск (летчик, танкист, пехотинец, моряк). Воспитание нравственных чувств (любви, Оформление гербария Изготовление книжкималышки «Наши умные помощники» Выставка работ «Добрый и злой огонь» 30.04 – День пожарной охраны 2 13.05 – 17.05 «Наша дружная семья» 3 20.05 – 24.05 «Цветущая весна» 4 27.05 – 31.05 «Приключения муравьишки» гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества, ветеранам ВОВ. Расширять представления детей о себе и своей семье. Расширять знания о профессиях членов семьи. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях. Расширять гендерные представления. Воспитывать эмоциональную отзывчивость; заботливое отношение к пожилым родственникам. Воспитывать желание радовать близких добрыми делами. Формировать представления о цветах. Продолжать формировать представления об охране живой природы, навыки бережного отношения к ней в повседневной жизни. Уточнить и расширить знания детей о насекомых (внешний вид, питание, способ передвижения). Формировать (закреплять) обобщающее понятие насекомые. Конкурс «Герб семьи» Праздник цветов Выставка рисунков «Насекомые – герои сказок» 15.05 – Международный день семьи